Отредактировано: 26.12.2018
Вы выбираете себе байк и, естественно, хотите ездить на нем с комфортом. Один из важнейших элементов комфортной поездки – сиденье. Согласитесь, если на байке неудобно сидеть, то о какой поездке вообще можно говорить? Это уже не поездка, а сплошное издевательство над организмом.
Мы остановимся на нескольких моментах, касающихся выбора и правильной настройки сидения (его еще называют седлом), на которые необходимо обратить внимание при выборе велосипеда.
Оно может казаться красивым и удобным на фотографиях в интернете или если смотреть со стороны. Но, самое главное, – нужно на него сесть. И не просто сесть, а сесть и покрутить педали, а еще лучше проехать, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям, как во всем теле, так и в месте, которым сидите.
Не спешите, примеряя сидение. Минутная посадка и долгая поездка имеют такую же разницу как страстный поцелуй и длительная семейная жизнь. Если Вам (и Вашей пятой точке) будет на нем удобно – значит это Ваше седло. Если нет, можете не обращать внимание на все остальные элементы этого велосипеда – он уже не Ваш. Ну, или сразу же, ищите для себя новое седло и меняйте установленное. При этом учтите, что даже отличное и дорогое седло, не правильно установленное, не создаст никакого удобства. Поэтому, прежде чем на него сесть – отрегулируйте сидение правильно.
Как это сделать мы сейчас и рассмотрим.
Посадка велосипедиста на седле.
Прежде всего, давайте определимся, как мы сидим. Основной вес тела распределяется между двумя седалищными буграми (седалищными костями) – именно они являются опорами для тела, а не мягкие ткани, как многие считают. Вот как раз если сидение слишком узкое, то весь вес тела придется не на седалищные кости, а на мягкие ткани. При этом кровеносные сосуды в промежности будут передавливаться, кровоснабжение нарушится, и Вы получите массу неприятных ощущений уже через несколько километров поездки. На этом рисунке красные стрелки показывают места на сиденье и седалищных буграх, на которые приходится примерно 70-75% нагрузки.
На рисунке ниже красными кругами показаны зоны для опоры седалищных бугров. Учтите, что они должны быть достаточной длинны, для обеспечения небольшого смещения вперед-назад при езде. Бока носика не должны выступать, а сам носик должен быть достаточно длинным и узким.
Вращая педали на слишком широком сидении будет натираться промежность и внутренняя поверхность бёдер, что то же не добавит удовольствия в дальней поездке, особенно жарким летом.
Если Вы собираетесь на велосипеде не спешно и вальяжно рассекать по парку вместе с подругой или другом – то Вам подойдет широкое сидение. Очень часто их устанавливают на городских моделях. Если же собираетесь на своем железном коне совершать длительные и дальние поездки – обратите внимание на более узкое седло. Их практически всегда ставят на горные или скоростные модели.
Отдельно хочется остановиться на женских сиденьях. Дело в том, что тазовые кости женщин, по конституции шире, чем у мужчин. Если у подростков и мужчин в среднем это 90 -120 мм, то у прекрасной половины человечества - 130-132 мм. Отличия в строении мужского и женского таза так же показаны на следующем рисунке.
Так что не каждая девушка или женщина сможет долго ехать на узком мужском сидении. При такой поездке оно будет создавать дискомфорт, а в худшем случае дело может дойти и до болей. В среднем классическое женское сидение шире мужского, у них более короткий носик, для удобной езды в юбке, и оригинальнее расцветки.
Как узнать расстояние между седалищными буграми?
Мы предложим Вам два варианта:
Первый метод показан на рисунке справа. Сядьте на что-нибудь мягкое, что сохраняет форму или в песок и измерьте расстояние между самыми грубокими точками.
Или второй способ, изображенный на рисунке ниже:
- Возьмите лист гофрированного картона или просто толстого, но не очень жесткого упаковочного картона. Можно взять картонку и ободрать с нее верхний ровный слой, так, чтобы верхним остался слой с волной.
- Положите его на ровную жесткую поверхность и сядьте на него
- Прижмите плотно попу к стулу так чтобы на картоне остались вмятины.
- Обведите вмятины и найдите в них центр
- Измерьте расстояние между центрами - это и будет расстояние между сидалищными буграми.
На пятой картинке как раз показано сколько нужно прибавить сантиметров к ширине для какого типа езды.
Существуют и специальные приборы, позволяющие быстро и просто измерить расстояние между седалищными буграми, причем как механические, так и электронные.
Принцип работы тот же, что и описанный выше. Велосипедист садится на специальную мягкую подушку прибора. Она приминается, и материал подушки некоторое время держит форму. С помощью специальной линейки измеряется расстояние между максимальными вмятинами, оставшимися от седалищных бугров.
В электронных еще проще. Байкер садится прямо на зону для измерений на приборе и на табло высвечивается искомое расстояние.
Теперь можно идти в магазин и выбирать. Если у Вас расстояние между седалищными буграми 100 мм - берите седло шириной 130 -140 мм, если 120 мм - ширина должна быть 150-160 мм. для езды на горном или городском велосипедах.
Наиболее универсальная ширина седла, удобного для мужчин и женщин (особенно если один велосипед используют муж и жена), по мнению многих специалистов, составляет 140-145 мм.
Как видно из рисунка выше ширина седла, а также соотношение высоты седла и руля, принципиально влияют на посадку велосипедиста и соответственно стиль езды от гоночного до прогулочного.
Для горного и шоссейного велосипеда, предназначенного для длительных поездок, лучше выбирать жесткое седло. Еще лучше, если оно будет кожанное. Для городских велосипедов, где велосипедист, в основном, сидит вертикально, и предназначенных для коротких или прогулочных поездок лучше брать мягкое сидение с пружинами. Они будут, наряду с правильно подобранным давлением в колесе, хорошо компенсировать удары от заднего колеса. В нашем магазине это велосипеды серии "Дорожник", например, Dorozhnik Comfort Male 2016 и Dorozhnik Retro 2016
Проверьте, чтобы покрытие сидения не было скользким, а то будите постоянно ёрзать на нем во время поездки.
Настройка положения седла
Настройка оптимальной посадки велосипедиста начинается именно с правильного выставления седла, а после этого настраивают (или подбирают новые) вынос и сам руль (с учетом его подъема, ширины и изгиба).
В этом процессе участвуют не только само сидение, но и подседельный штырь, а при необходимости меняют и шатуны. Позиция седла меняется так, чтобы получить правильное положение для движения ног. Самое главное здесь – колени. При неправильной настройке нагрузка на них будет слишком сильной, что приведет к быстрой усталости и болям.
Одна из основных ошибок начинающих велосипедистов - попытка установить седло слишком низко, ошибочно полагая, что при падении успеют быстро встать на ноги. При такой посадке они вращают педали так, как будто постоянно приседают. При этом не только ноги, но и колени испытывают гораздо большие нагрузки, чем необходимо для нормальной езды.
Часто причиной быстрой усталости и болезненных ощущений в области таза и в паху является неправильная регулировка сидения по высоте и наклону.
Высота седла
Высоту седла нужно подобрать так, чтобы пяткой чуть-чуть согнутой ноги можно было достать до педали в самом нижнем ее положении. При этом верхней поверхностью носка можно прикоснуться к нижней поверхности этой же педали. Наглядно это видно на рисунке.
Когда педаль находится в верхней точке, бедро ноги, установленной на ней, должно быть горизонтально или немного наклонено к земле.
Кстати, учтите, что подседельный штырь нельзя вытягивать из подседельной трубы очень высоко (выше специальной отметке на штыре). Он должен оставаться внутри трубы как минимум на 10-15 сантиметров, иначе труба со временем просто сломается от постоянных сильных нагрузок на её верхнюю часть. Если длины штыря не хватает - купите более длинный или выбирайте себе велосипед с другой рамой.
Наклон седла
В идеале седло должно устанавливаться строго горизонтально поверхности земли плюс-минус несколько миллиметров вверх-вниз, так, чтобы было удобно. Носик, задранный вверх более чем на несколько миллиметров, будет давить на органы промежности. При наклоненном носике вниз – велосипедист будет постоянно сползать вперед, упираясь руками в руль.
Смещение седла вперед-назад или какое должно быть расстояние между рулем и седлом
Очень хорошо, когда крепление седла велосипеда позволяет двигать его ближе или дальше от руля. Обычно это делается специальными винтами под сиденьем.
Часто такие крепления называют еще рельсовыми. Это обусловлено тем, что само седло можно двигать вдоль по направляющим как по рельсам при помощи крепежных винтов.
Правильной считается такая регулировка сиденья, чтобы при горизонтально расположенных шатунах колено передней ноги оказалось над осью педали плюс-минус 1-2 сантиметра в зависимости от индивидуальных особенностей. Есть еще один ориентир: расстояние между носком сидения и выносом руля – это расстояние от локтя до кончика вытянутого среднего пальца (плюс-минус пара сантиметров, учитывающая индивидуальные особенности велосипедиста).
При езде по бездорожью есть маленький нюанс. Если сдвинуть седло всего на 2-3 см назад – можно будет сильнее жать на педали.
Мы рассмотрели основные вопросы по регулировке велосипедного седла.
Хочется отметить еще несколько моментов:
- Если есть инструкция производителя к покупаемому байку или сидению – прочитайте ее. Возможно, производитель указал там о тонкостях и хитростях при настройках именно этой модели.
- Еще одну не стандартную, но полезную функцию велосидению, предложила фирма Seatylock. Их седло может легко превратиться в велозамок. Система с несколькими местами сгиба позволяет скрепить колесо и раму между собой, и прикрепить все это к столбу.
И самое главное при настройке седла помните, что ездить на нем Вам. Поверьте, тело само подскажет правильно или нет, все настроено и подобрано.
Видео о выборе вело седла:
Небольшое видео о настройке седла велосипеда по высоте:
Комментарии
Горизонтальным(почти) должно быть не седло в целом, а зона посадки косточек - для этого как раз седло нужно слегка назад запрокинуть, и узкая часть будет не давить, а не давать свалиться с седла на раму при наезде на препятствие.
У M-Wave есть седло с углублениями под косточки, где это всё наглядно (приобрёл, испытал разок - будет обкатка подольше).
Позвоните нашим менеджером и обсудите этот вопрос с ними.
Никак не могу подобрать себе удобное сидение. Ну теперь попробую сделать как здесь написано.
А если сказать Вам это число Вы сможите подобрать мне сидение на велик?
Седло-замок в нашем магазине не продается. Возможно нужно поискать в других интернет-магазинах.
Подскажите, а где можно купить такие сидения-замки как в статье? Есть ли они у Вас?
Большое спасибо за добрые слова.
Рады, что сумели дать ответы на вопросы.